Куда и как растет рынок контекстной рекламы
Реклама, как известно, информация, распространяемая любым способом кругу лиц, направленная на привлечения внимания к рекламируемому объекту. Как показал ушедший 2011 год, в России все большую популярность приобретает интернет-реклама, оставляя позади некогда популярные способы распространения рекламы, такие как радио и печатные СМИ. Объем рынка интернет-рекламы в 2011 году составил 41,8 млрд. рублей (колоссальный, по сравнению с другими видами рекламы, прирост – 56%). Из них 26,5 млрд. рублей рекламодатели потратили на контекстную рекламу.
Что такое контекстная реклама?
Контекстная реклама – это размещение интернет-рекламы, основанное на соответствии содержания рекламного материала контексту (содержанию) интернет-страницы, на которой размещается рекламный блок. Носителем рекламы может быть текстово-графическое объявление либо рекламный баннер.
Почему рекламодатели все чаще обращаются к контекстной рекламе?
Как показал анализ рынка интернет-рекламы, долю существенных вложений рекламодателей в контекстную рекламу в 2011 году обеспечили следующие факторы:
-
Рост числа пользователей всемирной паутины.
Россия в ушедшем году вышла на первое место по количеству пользователей интернета в Европе, обогнав прежнего лидера – Германию. Это обусловлено и высокой конкуренцией среди провайдеров, которые предлагают все более и более доступные условия подключения к сети и повышения качества связи и все большее проникновения интернета в отдаленные районы. -
Повышение активности социально-значимых групп пользователей.
Представители старших возрастных групп, школьники и студенты, жители регионов – все они стали заметнее и активнее в интернете, во многом благодаря появлению социальных сетей, а это значит, что все большее число рекламодателей могут найти в интернете своего потенциального клиента. -
Широкое распространение мобильных устройств, поддерживающих доступ к интернету.
Теперь мобильный телефон используется не только для звонков, но и пребывания во всемирной паутине, общения, обмена электронной почтой и т.д, а это значит, что открываются новые возможности для мобильной рекламы. - Появление большого количества сервисов, обеспечивающих себе высокую посещаемость (он-лайн игры, музыкальные порталы, социальные сети и т.д.), и как следствие, возможность монетизации активности пользователей на таких сайтах
-
Рост популярности социальных сетей.
Во-первых, социальные сети обладают уникальными данными о своих пользователях, что позволяет им становиться все заметнее на рынке таргетированной («нацеленной») рекламы. Во-вторых, они являются поставщиком социально-демографических данных, что позволяет использовать их исследования и применять все более эффективные способы рекламы, которая смогла бы удовлетворять интересам пользователей. -
Появление новых активных и крупных рекламодателей.
Речь идет о скидочных сервисах, которые ежедневно предоставляют купоны со скидкой на самые разнообразные товары и услуги. В первую очередь, это Groupon, Biglion, которые покупают большое количество контекстной рекламы по широкому кругу запросов. -
Повышение уровня знаний рекламодателя.
Крупные поставщики контекстной рекламы озабочены тем, чтобы рекламодатели знали и умели применять их инструменты. И делали это эффективно, ведь от того на сколько удачно пройдет рекламная компания, зависит мнение рекламодателя об эффективности рекламы и дальнейшее ее применение. Поэтому крупные концерны такие как Google, Яндекс, Бегун проводят ряд работ, посвященных обучению рекламодателя, конечно же, за свой счет.
Контекстная реклама – освоение космоса не завершено
Российский интернет, по словам аналитиков, еще не приблизился к пределам своего развития, поэтому тенденции, обозначенные в 2011 году, сохранятся и в году 2012. Рекламные сервисы будут становиться все более «человеческими», они научатся лучше понимать своих пользователей, их потребности, а значит, смогут предоставить им самые выгодные и полезные предложения. У рекламодателей появится множество новых площадок, а сервисы, предоставляющие контекстную рекламу, обрастут новыми клиентами. Причем развитие рынка будут обеспечивать не только представители малого бизнеса, распределят свой рекламный бюджет и такие гиганты, как пивоваренные компании в связи с предстоящими поправками в российском законодательстве. Еще одна традиционная группа, которая хоть и сезонно, но обеспечивает немалый вклад в рекламу – политики, общественные деятели. Учитывая, что электорат молодеет, интернет – может открыть новый путь к сознанию молодых людей и формированию их гражданских позиций.
ТЕХНОлогия контекстной рекламы
Все рекламные платформы стремятся разрабатывать все новые и новые технологии, позволяющие эффективнее проводить рекламные кампании и привлекать все больший поток рекламодателей. Среди всех можно выделить основные направления технологического прогресса:
- Новые возможности web-аналитики. Каждый рекламный сервис хочет обеспечивать рекламодателя качественными и эффективными инструментами оценки качества рекламной кампании, и в 2011 году были достигнуты высокие результаты в разработках подобных модулей.
- Автоматизация. Упрощение запуска и ведения рекламных кампаний с помощью различных сервисов обеспечивает приток новых рекламодателей и в целом повышает эффективность рекламной кампании, автоматизируя ряд этапов и исключая человеческий фактор.
- Новые виды таргетинга. Системы и сервисы, которые научились вычислять и отслеживать социально-демографическую и поведенческую информацию о своих пользователях позволяют точнее нацеливать рекламу, вплоть до того, что показывать, например, пиццерию, расположенную около определенной станции метро тому, кто проживает рядом с этой станцией или тому, кто использует геолокационное устройство и находится сейчас рядом.
Суммируя полученные данные, можно, с уверенностью сказать, что рынок контекстной рекламы активно развивается и занимает лидирующие позиции среди всех видов подачи рекламы. Развитие рынка и повышение потребностей рекламодателей побуждают рекламные платформы к созданию все более удобных и эффективных сервисов по ведению рекламы, реклама учится узнавать и понимать пользователя, рынок рекламы привлекает новых игроков, которые явно поспособствуют укреплению позиций контекстной рекламы и перераспределению рекламного бюджета в сторону интернет-рекламы.
Источники:
1. Аналитический обзор «Рынок контекстной рекламы в России» (за 2011 год) (http://begun.ru/begun/research/obzor_2011.pdf)
2. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Контекстная_реклама)